Добрый вечер! Спасибо, Валентина, что разбудила наше сонное царство. Теперь о смирении. Вопрос с одной, теоретической, стороны, вполне понятен и прост. Вы с Георгием, действительно, достаточно точно сформулировали ответ на него. Но ведь вопрос,мне кажется, был задан Вам, Валентина, не просто, чтобы поупражняться в словопрениях. Здесь мне видится практическая подоплека. Мы многие понимаем, что такое смирение, но как доходит дело до движения по пути к смирению, тут мы представляем, как правило, картину, описать которую можно словами "обнять и плакать"(простите за слоган). Почему так получается? Мне кажется все дело в том, что мы создаем себе заранее некий образ - штамп смиренного человека: тихая, мягкая, без эмоциональной окраски речь, взгляд все более кроткий, потупленный в землю, если и говорит такой человек, то его речь, обильно насыщена словами "простите", "спаси Господи", " во Славу Божью" и так далее в том же духе. Нет, конечно, слова очень правильные и душеполезные, но, согласитесь, это все внешняя атрибутика смирения. Гораздо важнее внутреннее состояние души, стремящейся обрести смирение, и тут на ее пути становится этот самый образ - штамп. Если вдруг человек не соответствует ему, мы его в лучшем случае, мягко говоря, внутренне критикуем, или, того хуже, отвергаем его как единомышленника, а то и единоверца. И тут возникает ряд естественных вопросов. Как должен, по-нашему, выглядеть смиренный человек? Должен ли он отличаться своим поведением от окружающих? Может ли он участвовать, например, в спорах на духовные темы, не боясь получить обвинение в "воспламенении чувств"? Может ли он обличать греховное поведение другого человека?
Ну и последнее. Что я ответил бы бесу искушающему?
"Отойди от меня,сатана, ибо у Господа, кроме милости мне просить нечего. Я и так все лучшее на сегодняшний день имею, несмотря на то, что ничего из этого я жизнью своей не заслужил."
|