“МАЛЕНЬКАЯ ОБИТЕЛЬ БОЛЬШИХ НАДЕЖД” Женский калейдоскоп №30(810) 23 июля 2013г.

МАЛЕНЬКАЯ ОБИТЕЛЬ БОЛЬШИХ НАДЕЖД

«Вы пройдите в храм. Икона «Всецарица» – слева», – поясняет настоятель Минского прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица», отец Кирилл ШОЛКОВ. Именно здесь, в небольшой деревянной церкви по ул. Грушевская, 50, возносят Богородице свои молитвы страдающие онкологическими заболеваниями и их близкие в надежде обрести милость и исцеление.

Верующие знают: прославленный образ «Всецарицы» – особенный, списан специально для Минского прихода с оригинала чудотворной иконы, хранящейся в известной на весь мир Ватопедской обители на Святой Горе Афон. По словам игумена Ватопедского монастыря, архимандрита Ефрема, даже копия святыни перенимает на себя благодать подлинника и исцеляет от страшного недуга.

Подробнее об истории создания храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица», о пути болящих к Господу и организации волонтерской помощи онкобольным – в интервью с отцом Кириллом.

– Отец Кирилл, вашему маленькому приходу чуть более года. Но сюда съезжаются страждущие со всего Минска и даже иных городов Беларуси. Расскажите, пожалуйста, он изначально создавался как обитель для особой, если можно так выразиться, категории верующих? И кому принадлежала инициатива?

– Думаю, что в процентном соотношении верующих, которые больны онкологическими заболеваниями, в нашем храме действительно гораздо больше, чем в других. Но здесь мне хотелось бы пояснить: речь идет не о пациентах хосписа, у которых диагностирована заключительная – терминальная стадия заболевания, когда медицина уже бессильна и какое-либо лечение не показано. Наши прихожане – в основном пациенты Минского городского клинического онкологического диспансера, среди которых есть те, кто в силу каких-либо причин обратились к врачам достаточно поздно, и время, отпущенное им для жизни, ограничивается лишь несколькими годами. И те, чья болезнь операбельна и излечима. Но в любом случае: люди, узнавшие о таком диагнозе, испытывают колоссальный шок. И если, можно так сказать, в хосписе готовят человека к вечности, то здесь учат его жить – чтобы он не потерял надежду, не наложил на себя руки в отпущенный ему период.

А началось все с инициативы врачей-онкологов, которые обратились с письмом в Епархию, и самих больных. Как оказалось, несмотря на достаточное количество в Минске храмов и адресную помощь, оказываемую каждым из них, обители, которая бы могла объединить людей, охваченных одной большой проблемой, нет. А ведь работа врачей-онкологов, с которыми я часто общаюсь, крайне сложная: такое количество сложных больных, текучка кадров, связанная с эмоциональным выгоранием. Я как священник не могу отвернуться от человека и сказать: «У меня сегодня плохое настроение, приходи завтра». У человека этого завтра может и не быть. Ему нужно услышать доброе слово сейчас. И когда к врачу приходят, как к Богу, в надежде на какое-то чудо, то ему, конечно, нужно соответствовать. Учитывая все это, мы начали думать, что можно предпринять. В результате удалось «выкроить» в Минском онкодиспансере небольшую комнату, где мы обустроили часовню, чтобы человек, получающий в этом учреждении лечение, смог прийти в нужный для него момент, зажечь свечу и помолиться. Сегодня у нас есть эта молельная и храм на Грушевской, 50, куда люди приходят уже после выхода из больницы и где больше не чувствуют страха больничных стен.

– Каким образом список с прославленной Афонской святыни – иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» – оказался в стенах вашего прихода?

– Поскольку мы были связаны с тематикой онкозаболеваний, то решили, что необходима особая икона – «Всецарица»: в конце ХХ века к ней начали обращаться верующие по всему миру, появилось множество свидетельств исцелений. В нашем случае можно было пойти двумя путями: заказать копию белорусским иконописцам и освятить или же заказать ее в Греции – известнейшем Ватопедском монастыре. Его Преосвященство епископ Борисовский Вениамин, который часто посещает эту обитель, позвонил в Афон и получил согласие. Правда, с условием, что икону придется ждать два года – местные монахи пишут для храмов всего мира и достаточно ограниченно. Однако уже через неделю свершилось чудо! Нам позвонили и сказали: есть икона, приезжайте.

Привезли мы «Всецарицу» 2 июля 2012 года, и постепенно вокруг нее начал образовываться приход. Получили в аренду деревянное здание на Грушевской, отремонтировали его и создали пусть маленький, но полноценный храм. И, пока идет строительство нового каменного, люди, страдающие такими заболеваниями и имеющие ограниченный срок жизни, приходят на богослужения к нам.

– Отец Кирилл, зачастую у пациентов, получивших диагноз «рак», первым возникает вопрос: «За что?» – как наказание за некие грехи. Психологи в ответ на это советуют поменять саму формулировку вопроса: не «За что?», а «Для чего», поясняя, что болезнь дана человеку для переосмысления своей жизни. А что по этому поводу говорит Церковь?

– Помимо вопроса «Для чего?» важно задуматься и над тем, «Для кого»? Для кого жить? Церковь вкладывает в эти слова несколько иной смысл – жить нужно для Бога. Исходя из Евангельского сюжета: «Если кто любит своих ближних больше, чем Меня (Бога), тот не достоин Меня». В случаях онкологических заболеваний данные слова расшифровываются очень точно. Если человек любит Бога – он Ему доверяет. Любя своих близких, видит в них Божий образ.

Приведу такой пример. Если взять, допустим, танцовщиков из Театра оперы и балета, где я в свое время работал, то, когда балерина прыгает на руки своему партнеру, она не видит, что тот делает в данный момент. И, если он уберет руки, танцовщица получит тяжелые травмы. Но она доверяет партнеру. Так же нужно доверять и Богу. Человек «делает прыжок», а Бог поддерживает его. И когда он доверяет Богу, то видит не только свою маму, дочь, жену… но и Бога.

– Всегда ли тяжелобольные люди готовы впустить в свое сердце Бога, даже если приближаются к порогу жизни?

– Контингент в больнице очень сложный, потому что люди озлобляются. Ведь болезнь – тот же крест. Но время – конечно: или ты озлобишься и будешь проклинать все и вся, или примешь Бога, а эту болезнь пустишь себе во благо. И так в каждом случае. Заболевая, человек думает, что Бог его наказал. А может быть, Бог его вообще не наказывал? И человек про этого Бога не вспоминал никогда? Просто в определенный момент Бог показал ему, что тот должен сделать выбор, ведь время уходит. Если каждый заглянет в себя, то поймет, что Бог никого никуда насильно не тянет. Ты сам должен сделать выбор – или ты с Ним, или без Него.

Профессор Осипов Алексей Ильич из Московской духовной академии, где я заочно учусь, рассказывал такую историю. Наша жизнь подобна круизному кораблю, на котором тебе по каким-то причинам не досталось приличной каюты. Ты ютишься под палубой и ропщешь. И вдруг капитан объявляет, что корабль наскочил на риф и тонет. Все начинают бегать в поисках шлюпок. А ты смотришь, что освобождаются каюты получше, берешь вещи и перебираешься туда. А потом видишь, что освободился «люкс», и торопишься занять его. Но не безумец ли ты? Жизнь – такая же история: мы суетимся, мечемся, а наш «корабль» тонет. Болезнь показывает, что у каждого есть свой порог, и иногда нужно остановиться и задуматься.

– В вашей практике были случаи, когда, доверившись Богу и изменив свою жизнь, человек действительно получал исцеление?

– Я не люблю рассказывать истории про чудеса исцеления, когда человек пришел в часовню или храм, помолился и выздоровел. Потому что исцеление происходит и вне стен храма. Это зависит и от особенностей организма, и других причин. Когда человек приходит к Богу, он меняется сам, переосмысливает все ценности. Есть Евангельская причта, когда Господь говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас. Или вы не знаете, не понимаете, как может успокоить вас Иисус Христос?» Что такое труждающиеся? Это не те, кто идет после работы мимо храма и вдруг решает: «О, храм! Зайду, посижу, очищу ауру». Это те, кто ищет Бога в молитвах. «И тогда Я вам дам того, чего вы не имеете», – призывает Господь, говоря о вере, а не просто о покое тела.

Хотя был случай, который для меня как священника дорогого стоит. У нас есть практика исповедовать и причащать немощных – тех, которые уже отходят. И этот переход в вечность бывает очень впечатляющим. Умирала одна молодая женщина, вокруг собрались родственники двух семей. Умирающая исповедовалась, как могла, но во время причащения, когда я поднес к ее губам чашу с Телом и Кровью Христовыми, она, из последних сил, с такой жадностью ухватилась за чашу, что все присутствующие были поражены – насколько для нее это оказалось важным! Такой жажды принять Христа я до этого не видел. Нужно сказать, что эти самые родственники долгое время враждовали между собой за собственность – однокомнатную квартиру, которая, в принципе, ничего не меняла для той и другой стороны. Но, стоя у смертного одра, они поняли – не стоит тратить жизнь и нервы ради наживы.  В лице умершей девушки я увидел, как человек примиряется с Богом и примиряет своих родных. Нельзя предвидеть, как сложится ее судьба в Царствии Божием, но в православии существует предание: если человек перед смертью причащается, то удостаивается у Бога особых даров.

– Отец Кирилл, а каким был ваш собственный путь к Богу? Вы упомянули, что в свое время имели отношение к Оперному театру?

– Я окончил консерваторию, 10 лет отработал в симфоническом оркестре – играл на кларнете. Крестился достаточно поздно, и мой приход к Богу, как и у каждого, был неординарен. В какой-то момент я поехал в поселок Сокол, встретил там известного батюшку – отца Сергия Комлика. И как-то помалу начал ходить в церковь. В определенное время захотел стать дьяконом, рукоположился, поехал заочно учиться Троице-Сергиевую лавру.

– Известно, что совместно со специалистами Минского городского клинического диспансера вы планируете организовать волонтерскую помощь онкологическим больным. Что она подразумевает и кто те люди, которые будут поддерживать других в самый непростой период их жизни?

– Эта помощь уже оказывается, просто в дальнейшем она будет видоизменяться и расти. Но, говоря о волонтерской помощи, хочу отметить, что речь идет не о тех молодых людях, которые, к примеру, приходят в детские дома, занимаются с детьми и получают обоюдное удовлетворение. В нашем случае это неприемлемо. Мы работаем со взрослыми, и это непередаваемо тяжелый труд. Я не могу взять прихожанку и сказать ей: пойдем к бабушке, которая умирает от рака, ей нужно менять пеленки. У меня ответственность перед двумя людьми – и перед бабушкой, которая действительно нуждается в помощи, и перед прихожанкой, чтобы у той не возникло мыслей, что православие заключается лишь в уходе за умирающими. Не все так просто. Дело в том, что среди онкологических больных есть люди, которые находятся в ремиссии, – стадии течения болезни, характеризующейся временным ослаблением или исчезновением ее проявлений. У таких людей открываются новые горизонты в жизни, и они хотят помочь другим. Помочь именно общением, опираясь на собственный опыт. Они пережили душевную травму, прошли химиотерапию, знают характер этих болей и многое другое и способны очень поддержать собрата.

Механизма, устава оказания такой помощи еще нет. Но люди могут обмениваться телефонами и прочими контактами. Ведь основной центр общения сосредоточен в палате, где пациенты тесно сближаются друг с другом. А мы помогаем им в этом. Планируем оказывать адресную помощь. Имеем очень хорошие контакты с районными органами социальной защиты, которые работают с онкологическими и прочими больными, – наши священнослужители приходят на их собрания. Мы организовали свой сайт pantanassa.by (что в переводе с греческого означает «Всецарица»), где освещаем жизнь прихода. Запустили форум, чтобы посредством него общаться – люди могут задавать любые вопросы и получать ответы, обращаться к священнику, ведь бывают болезни, когда человек даже не может выйти из дома, и его контакты очень ограничены. Пока все это только в начальной стадии, но работает. И, надеюсь, что подобное общение людей, которые пережили онкозаболевание и которые только столкнулись с этим, даст свои плоды. И в нем будут участвовать не только болящие, но и сочувствующие, чьи родители, например, представились от данной болезни. Наша задача – их отыскать, поделиться идеей, рассказать, что нужно делать. И, конечно, эта идея обязательно должна быть связана с Богом.

Анжела Козлова.